Речевое развитие

Земскова Н.Ф., логопед  +7-910-12-04-282


Родной язык помогает ребенку войти в жизнь окружающих его людей. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче будут возможности познать действительность, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.


Речь не является врожденной функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, на основе подражания речи окружающих. Развитие речи протекает в определенных временных рамках.
Новорожденный ребенок может издавать только крик. У некоторых детей он бывает слишком слабым, едва слышным или хриплым и вообще необычным по тембру. В некоторых случаях это может свидетельствовать о параличе (здесь крик может даже полностью отсутствовать) или парезе (частичном параличе) голосовых связок, о каких-то врожденных пороках их развития.
На втором месяце у ребенка появляются голосовые реакции, которые принято называть гулением. Звуки гуления не являются речевыми звуками в собственном смысле этого слова.
На 3-4 месяце гуление переходит в лепет. Сначала непроизвольное повторение звуков лепета осуществляется на основе самоподражания, но примерно с 5 месяцев наблюдается уже неосознанное повторение звуков вслед за окружающими людьми. Отсутствие лепета или его слабая выраженность может наблюдаться при параличе или парезе голосовых связок, а так же при грубых нарушениях анатомического строения артикуляторного аппарата (при врожденных расщелинах верхней губы и неба). Для детей с нарушениями слуха характерно постепенное «затухание» нормально начавшегося лепета.
При наличии у ребенка любого из отмеченных выше признаков надо проконсультироваться у специалистов.
Необходимо обратить внимание на понимание ребенком речи окружающих. Самые первые проявления понимания выражаются в реагировании ребенка на человеческий голос.Малыш перестает плакать, когда с ним разговаривают. Если с ним разговаривают ласково, он улыбается, сердито – может заплакать. Около 8-10 месяцев ребенок начинает понимать значение отдельных слов и поворачивать головку в направлении называемого предмета (например: «Где папа?», «Где мишка?»). Это ситуативное понимание речи. И лишь значительно позднее понимание речи осуществляется на основе учета ребенком значения каждого отдельного слова и улавливания грамматической связи между ними.
В 3 года ребенок должен уметь показать на картинках, где нарисована ЛОЖКА, а где – ЛОЖКИ. Он должен также по просьбе взрослого положить мяч НА СТОЛ, В СТОЛ, ПОД СТОЛ, ОКОЛО СТОЛА и т.п. Примерно к 6 годам он должен научиться понимать, когда его просят показать КАРАНДАШ, а когда – показать КАРАНДАШОМ какой-то другой предмет. Если ребенок сможет выполнить подобные задания без опоры на «подсказывающий» жест взрослого, на наглядную ситуацию и другие внеречевые средства, то это будет свидетельствовать о достаточно хорошем понимании именно речи.
Задержка в развитии понимания ребенком речи является достаточно тревожным сигналом, который может свидетельствовать об отставании в умственном развитии, о значительном снижении слуха, о наличии серьезных речевых расстройств или, наконец, о крайней степени педагогической запущенности.
Так или иначе, родителям важно осознать, что понимание речи всегда предшествует «говорению» и что по этой причине задержка в развитии понимания речи неизбежно приведет к задержке в развитии собственной речи ребенка.
До определенного возраста звукопроизношение у всех без исключения детей характеризуется несовершенством, что в общем соответствует психическому и физическому развитию и интимным отношениям ребенка с матерью и с другими членами семьи. Это обстоятельство часто усыпляет бдительность родителей и даже отдельных специалистов, которые всё списывают на возраст и полагают, что до достижения ребенком 5-6 лет о правильности его звукопроизношения беспокоиться преждевременно. Так ли это на самом деле?
Прежде всего, нужно определенно сказать, что любые недостатки звукопроизношения, даже если они выражаются в простой замене какого-то звука правильно произносимым другим звуком, после 5-6 лет уже нельзя считать нормой. Почему? Потому что к этому возрасту нормально развивающийся ребенок должен не только уметь различать все звуки речи на слух и улавливать возможные неправильности их звучания, но ему должны быть доступны все те тонкие движения речевых органов, которые необходимы для произношения даже самых сложных по артикуляции звуков. Если к отмеченному возрасту этого нет – значит, существуют какие-то особые причины, препятствующие полноценной работе речедвигательного или речеслухового анализаторов, что уже является отклонением от нормы.
Словарным запасом ребенок начинает овладевать на втором году жизни. У детей с тяжелыми нарушениями речи, слуха, а также со сниженным интеллектом первые слова нередко появляются лишь после 2-4 и даже более лет. Поэтому на такой симптом нужно всегда обращать должное внимание.
Кроме того, ребенок может «застревать» на первых словах – дальнейшего накопления словаря не происходит или слова усваиваются очень медленно, непонятны для окружающих. Плохо и то, что в речи полностью отсутствуют глаголы.
Должны привлечь внимание родителей и случаи частых перестановок ребенком слогов в словах (МОЧЕДАН вместо ЧЕМОДАН). Довольно часто наблюдаются замены детьми близких по значению слов (СТУЛ вместо КРЕСЛО). Это свидетельствует о бедности словарного запаса, об отсутствии необходимых слов для более точного выражения мысли. Нечто подобное происходит со взрослыми людьми, пытающимися разговаривать на иностранном языке, но владеющими слишком малым запасом слов.
При переходе к фразовой речи возникает необходимость соединять слова между собой и согласовывать их друг с другом. На первых этапах овладения фазовой речью для всех детей характерны ошибки – так называемые аграмматизмы. Вот некоторые из них. В ходе практического овладения окончаниями множественного числа имен существительных ребенок может говорить вместо ОКНА – ОКНЫ, вместо ПЛАТЬЯ – ПЛАТЬИ. При овладении падежными окончаниями и изменением существительных по родам возможны ошибки ЛОПАТОМ, ПИЛОМ, ЛОЖКОМ.
У нормально развивающихся в речевом отношении детей все эти явления должны полностью исчезнуть не позднее, чем к 4 годам (во многих случаях они исчезают раньше).
Не следует тянуть с посещением специалистов, поскольку своевременное принятие необходимых мер в большинстве случаев резко изменяет ситуацию к лучшему.



Главная | Психологи | Психотерапевты | Центры