Психологи и психотерапевты Нижнего Новгорода Психологи о подростках Психологи о младших школьниках Психологи о дошкольниках Психологи о семье Психологи о беременности и раннем возрасте Психологи о личности

  Психологи о дошкольниках
 
 
  • Детский психолог
  • Энурез: причины и лечение
  • То, о чем не принято говорить, - материнская агрессия
  • У страха глаза велики...
  • Коррекция гиперактивности у детей
  • Коррекция агрессивного поведения у детей
  • Коррекция медлительности у детей
  • Застенчивый и тревожный ребенок.
  • Коррекция повышенной тревожности у детей
  • Нервный и трудный ребенок.
  • Демонстративный ребенок
  • Детская ревность – как быть?
  • Психологическая подготовка к школе
  • Возрастные задачи развития у детей
  • Этапы умственного развития ребенка
  • Этапы нравственного развития у детей
  • Развитие фонематического слуха. С чего начинать?
  • Когда ребенок грызет ногти.
  • Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком
  • Обидчивый ребенок
  • Как правильно хвалить ребенка
  • Как правильно хвалить ребенка - 2
  • Речевое развитие
  • Задержка речевого развития
  • Над ребенком совершено насилие, если...
  • Началось заикание. Что делать?
  • Как вылепливается Я
  • Развитие речи у детей с задержкой речевого развития
  • Проведение семинаров для родителей
  • Мелкая моторика на кухне
  • Ароматерапия в работе логопеда
  • Использование игр на соблюдение очередности в работе дефектолога
  • Актуальные вопросы диагностики речевых нарушений у детей раннего возраста
  •  

      Часто встречающиеся вопросы
     

      Задать вопрос психологу
     

      Психологи
     
      Психотерапевты
     
      Центры
     

    Проведение семинаров для родителей

    как средство профилактики и коррекции задержки речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста

     

    Митрофанова А.Е., дефектолог, специальный психолог, логопед

     

    Источник: Митрофанова А. Е. Проведение семинаров для родителей как средство профилактики и коррекции задержки речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 207-208

    .

    В настоящее время всё чаще родители сталкиваются с тем, что ребенок долго не начинает говорить или его речь ограничивается несколькими простыми словами. Проблема задержки речевого развития — одна из актуальных в современной логопедии и специальной психологии.

    Причин задержки речевого развития много: 

    1. Особенности семейного воспитания, которые мешают нормальному речевому развитию детей: гипоопека (ребенку не с кем разговаривать, ему уделяется мало внимания, не созданы условия для развития предметной и игровой деятельности); гиперопека (ребенку нет необходимости разговаривать, все его желания сразу же исполняются взрослыми). [2]Также к этой группе причин относится изменение традиционного уклада семьи, когда общая семейная деятельность практически отсутствует из-за занятости родителей; дети много времени проводят перед телевизором и компьютером вместо общения со сверстниками; родители не имеют времени или желания читать детям вслух, играть с ними и т. д. [4] [5]
    2. Несформированность сенсомоторной сферы (фонематический слух, способность к правильной артикуляции, зрительный гнозис и др.), наличие неврологических заболеваний. [2] [6] [7]
    3. Нарушения переработки сенсорной информации. Обработка ощущений, поступающих от органов чувств, их структурирование и упорядочивание для последующего адекватного ответа называется сенсорной интеграцией. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше нужной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. Если по каким-то причинам сенсорная интеграция слабая, то мозг не получает достаточное количество знаний и не может дать адекватный ответ, что приводит к проблемам с речью и общим развитием. [1] [4] [5]

    Своевременное и правильное развитие речи — важное условие развитие личности ребенка. В этом плане наиболее продуктивным является период от рождения до 3–4 лет. Если вовремя не заметить речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и изменить дальнейшее формирование речи и личности ребенка. На данном этапе основную роль в профилактике и коррекции речевых нарушений у детей играют родители, которые могут заметить проблемы и обратиться за помощью к соответствующим специалистам, или могут не обратить внимания на проблемы и ждать, «пока сам заговорит».

    С помощью специалистов (невролог, логопед, психолог), а также с помощью специальной литературы родители могут правильно организовать общение со своим ребенком, создать дома развивающую речевую среду, стимулировать адекватные формы поведения. Важно понимать,что родители в данном случае не заменяют работу логопеда и психолога, а используют весь арсенал родительских средств воспитания и воздействия на ребенка с целью организации комплексной помощи ребенку с речевыми нарушениями.

    К сожалению, очень часто родители, а в некоторых случаях и педагоги, не используют возможность организовать раннюю помощь ребенку с задержкой развития речи и ждут, пока ребенку исполнится 3 года, потому что есть устойчивые представления в обществе, что в «3 года ребенок обязательно заговорит», «мальчики начинают говорить позднее девочек», «сейчас все дети поздно начинают говорить», «обращаться к логопеду раньше 5 лет не имеет смысла» и т. д. Эти представления можно услышать в любом разговоре с родителями, можно прочитать на различных интернет-форумах. Конечно, есть случаи, когда ребенок сам начинает говорить в 3 года без вмешательства специалистов. Но случаев, когда речь к этому возрасту не появляется, намного больше. В практике автора есть работа с неговорящими детьми 3, 4, 5 и даже 6 лет. Отсутствие адекватной помощи в раннем и младшем дошкольном возрасте имеет последствия, к которым относятся трудности адаптации в коллективе, речевой негативизм, вторичная задержка психического развития, трудности в усвоении школьной программы и др. [2] [3] [6] [7]

    Коррекционная помощь ребенку особенно эффективна при условии ее раннего начала. Поэтому существует необходимость проведения специальной работы с родителями. Одной из форм такой работы является проведение семинаров. На семинар приглашаются родители, дети которых (от 1 до 4 лет) не говорят или говорят мало. Практика автора показала,что наиболее приемлемое количество участников 7–8 человек.

    Программа базового(первого) семинара:

    1. Как развивается речь ребенка?
    2. Почему ребенок не говорит?
    3. Как связаны речевое и сенсорное развитие ребенка?
    4. Как формировать мотивацию к занятиям у ребенка?
    5. Как определить, сколько и каких занятий необходимо ребенку?
    6. Как организовать в домашних условиях свободную и предметно-практическую деятельность ребенка с целью развития речи?
    7. Как вызвать речь у неговорящего ребенка?
    8. Развитие речи с помощью сенсорных игр и упражнений.
    9. Частные вопросы (по желанию участников): роль папы в развитии речи ребенка; можно ли смотреть мультфильмы и как делать это правильно; как читать книги ребенку, если он в это время бегает по комнате и не проявляет никакого интереса к маме с книгой в руках; как использовать музыку для активизации речевого развития и др.

     

    Особое внимание на семинарах уделяется информированию родителей о том, что обращаться к логопеду и психологу-дефектологу можно в любом возрасте, не дожидаясь 3-х лет. Важно найти специалиста, который работает с детьми раннего возраста. Логопед и психолог-дефектолог (часто один человек имеет обе эти специальности) проведет диагностику речевого развития; определит, необходимы ли специальные занятия; даст рекомендации по домашним занятиям с ребенком; рекомендует обратиться к неврологу, сурдологу, психиатру в случае необходимости и т. д.

    • Практика проведения таких семинаров в течение нескольких лет показала эффективность данной формы работы с родителями:
    • родители внимательно наблюдают за особенностями развития своих детей и вовремя обращаются за помощью к специалистам;
    • у родителей появляется понимание важности организации речевой среды дома, а также они получают конкретные рекомендации по этому вопросу;
    • происходит понимание важности семейного воспитания для развития речи у детей; организовывается семейный досуг не только у телевизора; к развитию детской речи привлекаются все члены семьи.
    • родители получают представление о том, какие специалисты могут помочь ребенку с задержкой речевого развития; а также о том, в каком возрасте ребенка нужно обращаться к специалистам.
    • происходит общение родителей, дети которых имеют сходные проблемы, и обмен опытом по данному вопросу.

     

     

    Литература:

    1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. — М.: Теревинф, 2009. — 272 с.
    2. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому это интересно. — М.: Айрис пресс, 2004. — 48 с.
    3. Ефимов О. И., Ефимова В. Л. Педагогика, изменяющая мозг. Диалоги невролога и логопеда о развитии детей. — «Издательство «Диля», 2013. — 288 с.
    4. Ефимов О. И., Ефимова В. Л. 15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи. — «Издательство «Диля», 2013. — 224 с.
    5. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. — М.: Теревинф, 2010. — 240 с.
    6. Краузе Е. Н. Логопедия. — СПБ.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2003. — 2–8 с.
    7. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет. — М.: Теревинф, 2007. — 232 с.


    Главная | Психологи | Психотерапевты | Центры

    Детский психолог .

    Работа с детьми и родителями.Эмоциональные и поведенческие нарушения: агрессивное поведение, страхи, высокая тревожность и т. п.

    Проблемы адаптации.

    Нарушения детско-родительских отношений.

    в Нижнем Новгороде

    Тел:  8-930-807-91-09