Психологи и психотерапевты Нижнего Новгорода Психологи о подростках Психологи о младших школьниках Психологи о дошкольниках Психологи о семье Психологи о беременности и раннем возрасте Психологи о личности

  Психологи о дошкольниках
 
 
  • Детский психолог
  • Энурез: причины и лечение
  • То, о чем не принято говорить, - материнская агрессия
  • У страха глаза велики...
  • Коррекция гиперактивности у детей
  • Коррекция агрессивного поведения у детей
  • Коррекция медлительности у детей
  • Застенчивый и тревожный ребенок.
  • Коррекция повышенной тревожности у детей
  • Нервный и трудный ребенок.
  • Демонстративный ребенок
  • Детская ревность – как быть?
  • Психологическая подготовка к школе
  • Возрастные задачи развития у детей
  • Этапы умственного развития ребенка
  • Этапы нравственного развития у детей
  • Развитие фонематического слуха. С чего начинать?
  • Когда ребенок грызет ногти.
  • Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком
  • Обидчивый ребенок
  • Как правильно хвалить ребенка
  • Как правильно хвалить ребенка - 2
  • Речевое развитие
  • Задержка речевого развития
  • Над ребенком совершено насилие, если...
  • Началось заикание. Что делать?
  • Как вылепливается Я
  • Развитие речи у детей с задержкой речевого развития
  • Проведение семинаров для родителей
  • Мелкая моторика на кухне
  • Ароматерапия в работе логопеда
  • Использование игр на соблюдение очередности в работе дефектолога
  • Актуальные вопросы диагностики речевых нарушений у детей раннего возраста
  •  

      Часто встречающиеся вопросы
     

      Задать вопрос психологу
     

      Психологи
     
      Психотерапевты
     
      Центры
     

    Ароматерапия в работе логопеда

    миф или реальность?

     

    Анна Митрофанова, специальный психолог, логопед

     

    Если спросить среднестатистического человека, какие у него ассоциации со словом «логопед», то можно услышать следующее: «учит говорить правильно», «ставит звуки», «лечит «фефекты фикции», «лезет в рот всякими железками». Если же спросить этого же человека о связи логопедии и ароматерапии, можно услышать о том, что никакой связи нет, это разные понятия. Но логопедия - постоянно развивающаяся наука, которая использует не только традиционные, классические, веками отработанные методы, но и изучает и внедряет в практику инновационные технологии. К ним относятся технологии сенсорного воспитания, различные арт-терапевтические технологии, в том числе работа с глиной, воском, песком, разнообразными изобразительными средствами. К нетрадиционным, инновационным технологиям в логопедической практике относится также ароматерапия. Все эти технологии становятся эффективным средством коррекции речевых нарушений в составе комплексной логопедической работы. Новые методы и приемы помогают поддерживать интерес детей к занятиям, помогают сделать занятия более разнообразными и комплексными, что в конечном итоге содействует правильному речевому развитию и преодолению речевых проблем. Эффект от применения таких нетрадиционных средств зависит от квалификации логопеда, его умения включать новые методы в классические занятия.

     

    Ароматерапия и развитие речиИтак, вернемся к ароматерапии. В широко смысле, ароматерапия — это использование эфирных масел с целью лечения болезней и укрепления здоровья человека. Ароматы влияют на наше настроение, повышают работоспособность, а также могут успокаивать или тонизировать. Еще в 1939г. отечественный физиолог Д.И. Шатенштейн научно обосновал и экспериментально доказал, что некоторые обонятельные раздражители напрямую влияют на состояние нервной системы.

    Существует несколько видов ароматерапии (ванны, ингаляции, массаж и др.). В работе с детьми используются эфирные масла в минимальной концентрации. Они применяются в аромалампах и аромамедальонах, а также могут наноситься на деревянные или глиняные фигурки, которые долго удерживают запах. Разумеется, использование эфирных масел должно быть согласовано с врачом, чтобы исключить риск возникновения и развития аллергических реакций и различных побочных эффектов.

    Наиболее часто логопедами применяются эфирные масла мяты, ромашки, лаванды, валерианы, фенхеля, тимьяна, мелиссы, которые оказывают успокаивающее действие, и эфирные масла кориандра, базилика, лимона, петрушки, майорана, эвкалипта, которые обладают тонизирующим эффектом.

    В дополнение к логопедическим занятиям можно и нужно применять методы ароматерапии в домашних условиях. Полезно регулярно предлагать ребенку понюхать тот или иной продукт, мыло, шампунь, крем и т.д. Регулярное вдыхание разных запахов активизирует сенсорное развитие ребенка, расширяет диапазон его ощущений и в целом оказывает положительное влияние на речь. Также эффективно использование различных ароматических игр.

     

    Дома можно применять методы ароматерапии, предлагая ребенку:

    • перетирать в руках свежую мяту, укроп, петрушку, рвать их на кусочки,
    • выжимать сок из долек апельсина, лимона,
    • рисовать на молотом кофе и играть с кофе в зернах,
    • нюхать монокомпонентные специи,
    • нюхать разное мыло, мыть им руки,
    • нюхать соль для ванн, играть ею (пересыпать из емкости в емкость, строить горку и т.д.),
    • нюхать разные сорта чая, помогать маме заваривать чай.

    Эти игры не требуют специальной подготовки, в них можно играть в любое свободное время.

     

    Часто логопед рекомендует специальные ароматические игры для дома, которые подготавливаются и применяются по определенным схемам.

     

    К таким играм относятся следующие:

    • «Ароматные мешочки»: в тканевые мешочки нужно положить различные ароматные продукты (палочку корицы, зерна кофе, лимонные и апельсиновые корочки, стручок ванили и т.п.). Сначала ребенок нюхает каждый мешочек, а мама при этом рассказывает ему, что это за запах. Потом можно вынуть содержимое мешочков, рассмотреть и еще раз понюхать. Так формируются устойчивые ассоциативные связи между запахом предмета, его внешним видом и названием. Для детей старше 3 лет эта игра усложняется: ребенок должен понюхать мешочек, определить аромат и положить мешочек на соответствующую картинку или фотографию.
    • Ароматное тесто для лепки: можно сделать самодельные массы для лепки, используя различные ароматы. Рецептов в сети можно найти много. Например: смешать 0,5 стакана соли, 2 стакана муки, 2 ст.л.лимонной кислоты, 1 ч.л.глицерина. Отдельно смещать 1,5 стакана кипятка и 2 ст.л.растительного масла. Всё смешать, вымесить до получения пластичной массы. Получившееся тесто разделить на несколько частей, и в каждую часть добавить ароматный компонент: корицу, молотый кофе, какао, ваниль, имбирь и т.д. Вылепить из каждой части теста всё,что захочется. Можно комбинировать части теста между собой.

     

    Ароматы подбираются в зависимости от наличия/отсутствия аллергии. В процессе работы с ароматами происходит работа по обогащению словаря ребенка (приятный, неприятный аромат, резкий, слабый, бодрящий, сладкий, свежий и т.д.). Также игры с запахами способствуют формированию навыка правильного ротового/носового вдоха и выдоха, повышают мотивацию к занятиям, стимулируют развитие обонятельных центров в головном мозге. Все это оказывает положительное воздействие на развитие детской речи.



    Главная | Психологи | Психотерапевты | Центры

    Детский психолог .

    Работа с детьми и родителями.Эмоциональные и поведенческие нарушения: агрессивное поведение, страхи, высокая тревожность и т. п.

    Проблемы адаптации.

    Нарушения детско-родительских отношений.

    в Нижнем Новгороде

    Тел:  8-930-807-91-09