Психологи о младших школьниках

 

В школу еще не скоро

 

Анна Лучинина, психолог

 

Ребенку 3, 4, 5… школа маячит где-то вдалеке… Потом, не сегодня и не завтра. Кто-то уже готовится, беспокоится, таскает по развивалкам и прочим смешным местам, ибо после трех поезд уйдет, а к шести годам надо успеть вообще всё. Кто-то пока не заморачивается, дабы не портить детство чаду и не создавать лишние проблемы себе. Правда, как обычно, где-то посередине.

Готовность ребенка к школе формируется шаг за шагом, во многом она зависит от физического развития ребенка. Мозг «взрослеет» постепенно, и задача взрослых – не столько научить, сколько способствовать своевременному созреванию. Дошкольный возраст прекрасен тем, что никакая программа развития не является обязательной. Важно быть внимательными к ситуациям, когда ребенок явно не вписывается в норму, стабильно не справляется с какими-то простыми для своего возраста ситуациями и задачами. И создавать «питательную среду» для роста и обучения – играть, разговаривать, видеть, слышать, чувствовать и позволять ребенку этому учиться.

url_

О чем еще есть смысл подумать очень заранее?

О том, чтобы ребенок ходил в школу с удовольствием или хотя бы без очевидного отвращения. Почему это важно и при чем тут родители? Основная часть обращений к психологу со школьником – «не хочет учиться». Ему не надо, незачем, школу ненавидит и так далее. С одной стороны, да, в школе не всё радужно. С другой – не всё в ее силах. Потому что основа учебной мотивации закладывается до школы, и как раз это – работа семьи. То, в чем редкий педагог может «победить» влияние родителей. Что можно сделать, пока ребенок мал?

Пока нет необходимости готовить к школе ребенка, самое время подготовиться самим. Отношение родителей к учебе, школе, педагогам – то, что будет поддерживать Вашего ребенка в школьной жизни или сведет на нет и ваши усилия, и старания педагогов.

Для начала разберемся: чего, собственно, мы хотим – как видим будущее своего ребенка? Как представляется нам его школьная жизнь и дальнейшее движение по жизни? Как выглядит благоприятное развитие событий, а как «ужас-ужас»?

Всё хорошо – это когда ребенок с радостью бежит в школу? Или когда приносит исключительно пятерки? А может быть, когда родителям регулярно говорят спасибо за прекрасных детей?

Как выглядит идеальный итог обучения? Гарвард, медаль, поступление куда захочет, сохранное здоровье?

Что кажется самым страшным? Ребенка обижают, приходится краснеть на родительском собрании, не сдает ЕГЭ?

У каждого родителя – свой набор. Как вы обходитесь со своими идеалами, амбициями и страхами, связанными со школой?


Говорят, дети и собаки знают всё. Ребенок очень внимателен: он всегда знает, как близкие взрослые относятся к происходящему вокруг, к окружающим людям. Особенно – к людям, занимающиеся воспитанием этого самого ребенка. Это та база, на которой вырастает его собственное отношение. Нужны годы, чтобы научиться формировать свое мнение, независимое от маминого. Да и тогда не у всех выходит.

Начните с воспоминаний. Какой была Ваша школьная жизнь? Как сложились отношения с первой учительницей? Все ли получалось? Что говорили о школе и учителях родители? Как относились к вашей учебе? Каких воспоминаний больше – теплых, радостных, печальных, болезненных? Пора залечить школьные раны, чтобы они остались в прошлом.

Воспоминаний нет совсем? Пожалуй, этот вариант – самый неприятный. Часто это бывает связано с травмами, слишком тяжелыми, чтобы помнить. Беда в том, что они продолжают влиять на вашу жизнь. И не пройдут бесследно для ваших детей.

Не набивайте портфель ребенка своими школьными бедами. Разберитесь с ними, пока школа далеко.

 

Второе направление, на которое стоит обратить внимание – собственно формирование мотивации. Или просто создание для ее формирования подходящих условий.

Вот малыш ползает, начинает ходить… Он безмерно любопытен, ему нужно и интересно всё. Но кругом полно опасностей, а мама занята. Свобода неизбежно ограничивается, появляются запреты. Так и должно быть. Мама сто раз в день повторяет «нельзя», «не трогай» и прочее. Сколько раз она скажет «ух ты! Смотри, что получилось!», «давай попробуем!» или «молодец, хорошо сделал!» за тот же день? То есть чего в жизни ребенка больше – запретов, наложенных на познавательную активность, или ее поощрения? Вообще – как часто ребенка хвалят? Любит ли мама его – любознательного?

Вот трехлетка со своими хочу-не хочу, буду-не буду. На какие хотелки он имеет право? Есть ли у него пространство, в котором он сам выбирает цель, направление своих действий? Или мама всегда знает лучше – и ему остается либо смиряться, либо учиться саботажу?

Четырехлетка-почемучка способен замучить вопросами всех, до кого дотянется. Надолго вас хватает? Что делаете, когда не хотите или не можете разговаривать? Прогоняете, включаете мультик, подбрасываете идею игры или что-то еще?

Откуда малыш получает информацию о мире? Чего в его жизни больше – наблюдений, экспериментов, разговоров, чтения, развивающих занятий, книг, телевизора, интернета? Он получает информацию по запросу и ситуации или его вот-вот собьет с ног поток всякого, льющегося с экранов? Будет он искать, где найти то, что нужно, или защищаться от передозировки?

 

Бывает ли ребенку скучно? Как он выходит из этого состояния? Находит себе дело или ищет того, кто его спасет? И есть ли желающие спасать?

Дайте возможность иногда поскучать. Придумать, найти себе дело. Создайте пространство, в котором можно выбирать, что делать. Будьте по возможности доступны, поддерживайте его выбор и способы действия. Обеспечьте безопасность, не впадая в безудержную тревогу. Научите искать нужную информацию и заблокируйте лишнее. Любите его – творящего, ищущего. Включайте в свои дела, позвольте учиться у вас. Не стремитесь оценить результат. Сосредоточьтесь на процессе. Тогда и ребенку будет проще на нем сосредоточиться.

Пока этого достаточно.



Главная | Психологи