Петя. Начало истории...

url_В нашу первую встречу он спал. Поэтому, если у меня и были какие-то планы провести «входящую» диагностику, то они немедленно испарились при виде безмятежно спящего ребенка.

Разговор с его мамой дал очень много информации. И, что даже более важно, дал очень много эмоций и мотивации.

Начались занятия.

Предыстория — окончив университет с «красным» дипломом, я, разумеется, знала все необходимые программы: «Программу раннего развития детей с нарушениями зрения», «Программу психомоторного и речевого развития слепых детей» и многое, многое другое. Также на тот момент уже был достаточно большой опыт работы с самыми разными детьми. Но именно в этот раз я очень отчетливо поняла, что работа будет другой. В том плане, что программа для Пети будет не просто индивидуально составленной. Она будет индивидуально СОЗДАННОЙ. Почему пришло такое понимание?

Если подходить в делу формально, так, как требует традиционная методика, то следовало начать изучать сенсорные эталоны - «Это шар», «Это куб», «Это тяжелое», «Это горячее» и т.д. Но очень часто такая методика не учитывает особенности конкретного ребенка и не содержит пункт о создании условий для развития сенсорной интеграции.

Когда мы начали заниматься с Петей, еще не было известно о серьезных проблемах со слухом. Не очень много было информации и о состоянии мозга в целом. Но очень быстро стало понятно, что стандартные методики в данном случае не работают. Начался долгий, интересный, неожиданный, местами смешной процесс подбора методик и материалов для занятий. И процесс усиленного и необходимого в данном случае самообразования педагога - читала всё, что можно, смотрела все тематические видеозаписи, которые могла найти, вспоминала и перечитывала лекции... Много думала, вела записи по каждому занятию, искала самый эффективный путь. Всё это помогало. Но особенно помогло доверие Юлии — доверие ко мне и моим нестандартным методам.

Что помогло установить контакт с ребенком и дать ему понимание происходящего? Моя большая сумка особой фактуры, которую я обязательно ставила ближе к Пете, чтобы он понял, откуда берутся мои игрушки. Построение занятие «от ребенка», т.е.не за столом, а там, где ребенок в данный момент находится (очень часто первые занятия начинались, когда Петя сидел на лошади-качалке). Тщательный подбор сенсорных материалов, активизирующих восприятие и мышление — и традиционных пособий, и нестандартных предметов вроде силиконовых мыльниц, персиковых косточек и баночек от шампуней.

И вот наконец-то стало понятно, что ребенок «пошел вперед». Он начал «потрошить» мою сумку, поняв, что именно оттуда появляются все эти «интересные штучки». Он начал изучать предметы, которые я ему давала — трогать, нюхать, стучать ими по коленке, бросать и поднимать, открывать коробочки и баночки. Но пока не было диалога, т.е. Петя воспринимал предложенную информацию, но никак не делился ею с людьми. Также он не обращался за помощью. Если у него что-то не получалось с конкретной игрушкой, он просто ее бросал. Постепенно Петя начал демонстрировать, что та или иная игрушка ему нравится. Это выражалось в том, что он соглашался повторно взять эту игрушку в руку.

А самое главное произошло примерно через полгода наших занятий. Не сумев открыть очередную сенсорную баночку, Петя впервые протянул ее мне, дотронулся до моих рук и как смог объяснил, что нужно открыть.

Вот так и началась эта история — история «Пети и его педагога», история индивидуального развития ребенка, история профессионального роста специалиста, история создания новых методик (которые сейчас помогают уже не только Пете). Многогранная история. Как сам Петя).



Главная | Психологи | Психотерапевты | Центры