Психологи и психотерапевты Нижнего Новгорода Психологи о подростках Психологи о младших школьниках Психологи о дошкольниках Психологи о семье Психологи о беременности и раннем возрасте Психологи о личности

Песочная терапия

 

игра в песокПесчаный пляж на речном или морском берегу, дворовая песочница... Почти у каждого взрослого человека есть эти детские воспоминания, этот опыт — построить замок, вырыть колодец, проложить дорогу в песке, если повезло прихватить с собой игрушки — поселить в доме куклу, отправить машину в путешествие. Игра могла продолжаться бесконечно. То есть пока домой не позовут.

 

Когда ребенок, войдя в кабинет психолога, обнаруживает песочницу, это становится серьезным поводом оторваться от мамы. И вот уже руки в песке, и не так важно, что место незнакомое, да и психолог этот совсем чужой. С песком-то знакомы давно. И можно посмотреть, что за игрушки там на стеллаже.

Чем младше ребенок, тем труднее ему дается разговорный жанр. Поговорить о своих проблемах, чувствах и прочем — это для взрослых. Словарного запаса пока не хватает, навык осознавания и облечения в слова своего состояния не сформировался. И, если малышу плохо, его языком будут жесты, мимика, игра или рисунок. Эти простые средства становятся проводниками из внутреннего мира вовне. Игра в песок — один из самых доступных для ребенка способов не только рассказать о своих бедах и трудностях, но и сбросить напряжение, выразить чувства, научиться всем этим управлять.

В песочнице нет правильной или неправильной игры, ошибиться невозможно. Создавая свой собственный мир в пространстве песочницы, ребенок сам принимает решения о его устройстве и необходимых изменениях. Можно рассказывать о происходящих событиях или молчать, действовать самостоятельно или попросить помощи.

Песочница — инструмент, работающий независимо от возраста, уровня интеллекта, культуры или религии. Нужно просто выбрать форму работы, лучше всего соответствующую ситуации.

 

песочная терапияПесочную терапию используют в работе

  • с детьми, которые плохо владеют речью,
  • со страхами,
  • нарушениями поведения,
  • задержкой речевого развития,
  • навязчивыми действиями,
  • энурезом или энкопрезом,
  • психосоматическими заболеваниями,
  • гиперактивностью,
  • аутизмом и др.

В работе со взрослыми песочная терапия применяется в ситуации принятия решения, работе с депрессивными состояниями, навязчивыми страхами, приступами паники, психосоматическими заболеваниями, семейными проблемами и т. д.

В семейной терапии песочница незаменима, особенно — когда приходит семья с детьми. Песок дает возможность не только найти общий язык, но и сделать очевидными способы взаимодействия в семье, попробовать их менять, найти общее решение.

Цели терапии могут быть различными. Но какой бы клиент не пришел, с помощью песочной терапии он получает возможность лучше узнать себя, наладить отношения, которые не склеивались с помощью слов, открыть новые грани своей жизни и жизни своей семьи.


Лучинина А.А., психолог

Этот подход используют в своей работе:

Лучинина Анна Александровна, психолог


Главная | Психологи | Психотерапевты | Центры